Как пользоваться сцеплением правильно в зависимости от ситуации

Если спросить начинающего водителя – зачем нужна педаль сцепления в автомобиле с механической коробкой передач, он ответит – чтобы плавно трогаться с места. И он в некоторой степени будет прав. Однако на этом ее функционал не заканчивается. В зависимости от ситуации на дороге грамотная работа педалью сцепления позволяет переключить передачи, безопасно двигаться задним ходом, тронуться в горку, припарковаться и так далее.

Как пользоваться сцеплением правильно - расположение ног на педалях

В статье описаны все базовые приемы работы со сцеплением, и как ими правильно пользоваться. Внимание уделено частым ошибкам, которые допускают не только новички, но и в силу закрепившихся неправильных навыков – даже опытные водители. А из-за неправильной работы этой педалью снижается комфортабельность автомобиля, повышается опасность, значительно страдает ресурс не только механизма сцепления, но и двигателя с коробкой передач. Это видно невооруженным глазом со стороны – автомобиль дергается при старте, иногда глохнет в пробках и перед светофором, «клюет носом» при переключении передач и так далее.

расположение педали сцепления


Как работает и от чего изнашивается механизм сцепления


Сцепление в любом автомобиле находится между двигателем и коробкой передач. Устройство очень простое – диск, «намертво» соединенный с коробкой передач, в зависимости от воздействия на педаль в салоне прижимается к поверхности маховика двигателя, или отжимается от него. Когда диск прижат к маховику – крутящий момент от двигателя передается на коробку передач. Когда не прижат – соответственно, никуда ничего не передается.

Чисто технически у сцепления есть не только описанные два режима работы, а три. Рассмотрим их детальнее, чтобы лучше понять дальнейший материал. И пойдем по порядку.

  1. Режим первый. На педаль никто не воздействует. Диск сцепления прижат к маховику двигателя, соответственно, вращается первичный вал коробки передач. Проще говоря, лошадиные силы двигателя уже находится в коробке передач, и готовы к работе, либо уже выполняют ее (если включена какая-либо передача, кроме нейтральной). И маховик, и диск сцепления вращаются с одинаковой скоростью.
  2. Режим второй. Педаль сцепления полностью нажата до упора. Такое положение называют выжатым сцеплением. Диск сцепления отодвигается от маховика, и через него уже не передается крутящий момент от двигателя к коробке передач. Автомобиль будет оставаться на месте при любой включенной передаче, либо катиться накатом, если он стоит на склоне, либо до этого было движение. Маховик все так же вращается, а диск сцепления – сам по себе.
  3. Режим третий. Педаль сцепления после полного нажатия отпущена на 60-70%. В этот момент диск сцепления прижимается к маховику двигателя не в полную силу. Крутящий момент передается через него не весь, так как силы трения межу диском и маховиком не хватает для этого. Говорят, что сцепление пробуксовывает, проскальзывает. Если бы в этот момент можно было посмотреть на сам механизм, то мы бы увидели, как неподвижный диск пододвинулся к вращающемуся маховику, и постепенно начал бы вращаться сам, плавно ускоряясь.

Для водителя самым важным является именно третий режим работы сцепления. Именно в этот момент при неумелом обращении с педалью автомобиль дергается, пассажиры в салоне покачиваются, двигатель глохнет, кофе проливается, а сцепление – интенсивно изнашивается.

Рассмотрим основные ситуации, в которых нужно работать педалью сцепления, и как это делать правильно.


Трогание с места


Вопреки расхожему мнению начинающих водителей – это далеко не самый сложный прием в плане пользования педалью сцепления. Однако освоить его получается не всегда с первых попыток. Более того, даже опытные водители часто трогаются с места неправильно, о чем говорит ускоренный износ диска сцепления, глохнущий двигатель и дергающийся автомобиль. Потому начнем с ошибок.

  1. Ошибка первая. Сцепление выжимается, включается передача, после чего педаль, хоть и плавно, но равномерно отпускается до конца. Что происходит в этот момент. Если двигатель не заглохнет, преодолевая сопротивление, то автомобиль резко дернется и «клюнет носом, с горем пополам поехав вперед. Если мощности не хватит (низкие обороты, неустойчивые холостые), двигатель просто заглохнет.
  2. Ошибка вторая. Водитель вроде все делает так, как учили в автошколе. Выжал сцепление, включил передачу, отпустил педаль на 60-70%, автомобиль плавно начал ехать. Но педаль полностью он отпускает поздно, продолжая удерживать ее в том же положении трогания. Что происходит в этот момент? Диск и маховик продолжают вращаться с разной скоростью, из-за чего сцепление усиленно истирается, то есть, изнашивается.

Как трогаться правильно? Для начала забудьте о метрах и секундах, о которых вам, вероятнее всего, говорили в автошколе – плавно отпустил педаль на 60-70% и ждите, пока либо пройдет 5 секунд, либо пока автомобиль проедет 5 метров. Многие так и ездят всю жизнь.

функция педали сцепления

На самом деле все гораздо проще. Выжмите сцепление, включите передачу, отпускайте плавно педаль сцепления до того момента, когда автомобиль тронется с места. Теперь не отпускайте педаль до тех пор, пока автомобиль не перестанет ускоряться. Не ускоряется? Продолжайте отпускать педаль до конца. Делать это надо так же плавно, как и накануне.

Почему не стоит ориентироваться на метры и секунды? Потому что период описанного выше ускорения зависит от ряда факторов (качества дороги, автомобиля, оборотов двигателя и так далее) и часто отличается.

Зачем вообще задерживаться на тех самых 60-70%? Это необходимо для того, чтобы отработал третий режим работы сцепления, и ведомый диск уравнялся по скорости вращения с маховиком. Выждали мало – автомобиль дернулся. Держите долго – сцепление изнашивается, а вы стартуете медленно.


Переключение передач на ходу


Какие ошибки допускаются в работе педалью сцепления при переключении передач? На самом деле – несколько. Рассмотрим наиболее типичные, и как надо делать правильно.

  1. Первая ошибка – педаль сцепление перед переключением передачи нажимается резко, с большим усилием, иногда с ударом. Не надо так. От таких действий страдает и педальный узел, и трос сцепления, и рычаг, и выжимной подшипник. На ходу сцепление надо выжимать не резко, а плавно и уверенно одновременно.
  2. Вторая ошибка – педаль выжимается слишком плавно. Во-первых, вы теряете время. Во-вторых, сцепление лишний раз изнашивается. Нажимайте на педаль плавно и уверенно, но не медленно.
  3. Третья ошибка – после переключения передачи педаль буквально бросается. Несмотря на то, что движение – это не трогание с места, при таком обращении все равно происходит рывок, который хорошо видно по пассажирам.
  4. Последняя ошибка – после переключения передачи сцепление отпускается слишком медленно. Это потеря времени и снижение ресурса прижимающегося диска. Действовать надо плавно, но уверенно, а уж никак не медленно.

Стоит отметить, что немаловажную роль при переключении играет работа с педалью газа. Поэтому, если вы пользуетесь сцеплением правильно, а автомобиль все равно дергается – обратите внимание на педаль газа. Возможно, вы выжимаете сцепление и затем отпускаете его при неподходящих оборотах двигателя.

тренажер по обучению правильно выжимать сцепление


Движение задним ходом


Далее рассмотрим вкратце, как пользоваться сцеплением при движении задним ходом. Здесь есть всего два правила. Первое – если вам надо сдать немного назад, не стоит отпускать педаль сцепление полностью. Второе – если необходимо проехать на задней передаче несколько метров (десятков метров), то отпустите педаль сцепление полностью, но ногу с нее не снимайте. При движении назад у вас ограничена видимость и автомобиль сложнее направлять по нужной траектории. Удерживая ногу на отжатой педали, вы быстрее среагируете, и остановите автомобиль, если что-то пойдет не по плану.


Езда в пробках и на светофорах


Неправильно, если вы продвигаетесь в пробке, используя только два режима работы сцепления – полностью выжатое, и выжатое не до конца с постоянно включенной передачей. Намного легче для вашей левой ноги и «полезнее» для автомобиля продвигаться отдельными отрезками, проходя все этапы трогания и остановки (с включением передачи и ее выключением).

Помните – выжимной подшипник, который находится в механизме сцепления, не рассчитан на то, что вы подолгу будете воздействовать на педаль.

Со светофорами и нерегулируемыми пешеходными переходами все то же самое. Остановились перед красным сигналом светофора – выключите передачу и отпустите педаль. То же самое следует делать, пока пешеходы переходят через нерегулируемый переход.


Трогание в горку


Чтобы успешно тронуться в горку, важно правильно работать не только педалью сцепления, но также ручным тормозом и педалью газа. Алгоритм действий в такой ситуации следующий. При включенном ручном тормозе выжмите сцепление и включите передачу. Педалью газа установите обороты двигателя 1500-2000 оборотов в минуту. Отпускайте сцепление до того момента, когда автомобиль «присядет» (сцепление начало работать). Снимите машину с ручника, а педаль сцепления отпустите полностью по тому же принципу, что и при трогании с места.


Торможение двигателем при езде с горки


При движении с горки многие регулируют скорость спуска при помощи педали сцепления: выжал – поехал быстрее, отпустил педаль – поехал медленнее за счет торможения двигателем. Так делать нельзя. Во-первых, это опасно. Во-вторых, вредно для сцепления. Регулировать скорость спуска нужно только за счет правильно подобранной передачи и педали тормоза.


А вы умеете пользоваться сцеплением правильно?


Это легко проверить несколькими способами. Даже если вы думаете, что делаете все правильно, обратите как-нибудь внимание на пассажира, который сидит рядом, во время вашей работы с педалью сцепления. Если он покачивается каждый раз, когда вы трогаетесь или переключаете передачу – вы пользуетесь сцеплением неправильно.

тренировки пользования педалью сцепления

Второй способ – стаканчик с водой на торпедо. Ради эксперимента поставьте его на ровное, не скользкое место. Можно даже в подстаканник, если он есть. Он должен быть на палец неполным. Теперь отработайте все ситуации, описанные выше. Если хотя бы капля жидкости оказалась за пределами стаканчика – вам еще есть над чем поработать.


Видео "Как пользоваться правильно сцеплением и другими педалями"


 

Итоги

Как видите, педаль сцепления не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Ею тоже надо учиться пользоваться правильно. От этого зависит комфортабельность авто, ресурс деталей и безопасность движения.
 

Схожий материал

История шин Goodyear / Гудиер

История шин Uniroyal / Унироял / Englebert / Энглеберт

После мойки двигателя машина не заводится – что делать и как мыть правильно

Почему в аккумуляторе одна банка не кипит при зарядке

Почему потеет фара изнутри и что делать

Куда девать отработанное масло

Наверх