На определенном этапе эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи появляется проблема – не кипит одна банка. Что делать в таком случае? Как определить, что случилось с аккумуляторной батареей, можно ли ее восстановить, или это стопроцентный сигнал, что пришла пора покупать новую? В статье детально рассмотрена данная проблема, возможные причины, диагностика и варианты – что делать дальше.
Начать стоит с более простого, но не менее распространенного вопроса: должен ли аккумулятор кипеть? А для этого придется хотя бы в общих чертах ознакомиться с теорией. Если вас не интересуют процессы, происходящие в АКБ, и вызывающие кипение или его отсутствие (вы и так уже это четко себе представляете), пропустите этот раздел, и переходите к следующему.
Аккумуляторная батарея автомобиля называется батареей потому, что состоит из шести соединенных последовательно элементов. Каждый из них находится в своем отсеке, именуемым в народе банкой. Помимо положительных и отрицательных пластин в каждой такой банке аккумулятора имеется электролит – водяной раствор кислоты.
Вкратце простыми словами – как все это дело работает. Причем, рассмотрим только этап заряда. В разряженном состоянии электролит представляет собой воду, слабо насыщенную кислотой. Это можно наглядно увидеть, измерив плотность ареометром. Грубо говоря, недостающая кислота сейчас находится на пластинах аккумулятора в виде сульфата.
Когда вы подключаете АКБ к зарядному устройству, электрический ток протекает последовательно от плюсовой клеммы через все банки до минусовой клеммы. Пластины накапливают проходящий через них заряд, а в электролит возвращается кислота. Этот процесс тоже можно увидеть, измеряя плотность – во время заряда она будет увеличиваться.
По завершению заряда пластины более не в состоянии накапливать поступающую извне энергию. Но деваться ей куда-то надо, потому начинается электролиз. То есть, заряжая уже заряженный аккумулятор, вы расщепляете имеющуюся в банках воду на кислород и водород. Их и можно наблюдать в виде пузырьков. Говорят – батарея кипит.
Соответственно, ответ на поставленный выше вопрос – должен ли аккумулятор кипеть при заряде – будет положительным. Более того, начало кипения электролита является достаточно точным сигналом того, что аккумулятор «насытился», то есть, зарядился.
Ориентируясь на все вышесказанное, можно с наскоку ответить на этот вопрос. Одна из банок не кипит потому, что она еще не зарядилась. Остальные же – кипящие – уже полностью зарядились, и заряд не принимают. Более того, зарядившиеся банки в это время начали терять воду, которая просто улетучивается, расщепленная на кислород и водород электролизом.
Теперь причины. Почему может не кипеть одна из банок аккумулятора? По большому счету наиболее вероятных причин всего две.
Во-первых, батарея изначально была неравномерно разряжена. То есть, в этой самой не кипящей банке с самого начала заряда было меньше, чем у остальных. Соответственно, этой банке просто не хватило времени, чтобы насытиться, как говорится, до краев. Во-вторых, пластины этого отсека подверглись чрезмерной сульфатации. Это означает, что на их поверхности скопилось столько сульфата (налета), что обычный режим заряда не в состоянии его, грубо говоря, растворить в электролите.
Замыкание может случиться и в процессе осыпания пластин – если частички крупные, они могут просто застрять между положительными и отрицательными пластинами, и начать проводить ток напрямую. Замыкание банки часто происходит после переворачивания аккумуляторной батареи.
Теперь переходим к диагностике. Как узнать, что не закипающая во время заряда банка именно закорочена? Есть несколько способов.
Чем можно нагрузить? Стартером, нагрузочной вилкой или толстым проводом. Самый простой и бесплатный способ – первый. Для этого достаточно снять высоковольтные провода со свечей зажигания (чтобы двигатель не завелся, и нагрузка на АКБ не пропала), и покрутить в течение нескольких секунд стартер. Делать это надо вдвоем – один крутит стартер ключом зажигания, второй – смотрит на банки через снятые предварительно пробки.
Того же самого можно добиться при помощи нагрузочной вилки, которая служит для диагностики автомобильных аккумуляторов. Этим приспособлением можно вполне безопасно нагрузить АКБ и выяснить, закипает ли в это время одна из банок. Нагружать батарею толстым проводом не рекомендуется, так как этим ее можно угробить. Но при определенной осторожности и опыте – это вполне рабочий способ.
Теперь, собственно, о решении проблемы. Проблема с закороченной банкой гарантированно решается только одним единственным способом – заменой АКБ на новую. Естественно, многие скажут, что есть способы восстановить закороченную банку. Тем более, информации в Сети, как это делают «спецы», полно. Можете потратить время и силы, и попробовать последовать этим рекомендациям. Ведь только так можно на все 100% убедиться, что восстанавливать аккумуляторную батарею с закороченной банкой – бесполезно. Все равно придется купить новую.
Не так печально обстоят дела, если одна банка не кипит при зарядке из-за того, что аккумуляторная батарея не сбалансирована. Рассмотрим основные признаки такой АКБ.
Если цвет пластин сильно отличается, либо в неправильно работающей банке наблюдается мутный электролит, то проблема не в разбалансировке. Скорее всего, ваша АКБ с закороченной банкой.
Как выровнять заряд аккумулятора и заставить не кипящую банку закипеть вместе с остальными? Способов и здесь существует несколько. Тот, когда в отсеках пытаются выровнять плотность за счет сливания электролита и заливания нового (с желаемой плотностью) – использовать не стоит по ряду причин.
Проверенный и безопасный способ балансировки – это разряд-заряд батареи. В некоторых заводских зарядных устройствах предусмотрен такой режим работы. Если у вас такая зарядка – просто подсоедините батарею и включите соответствующие настройки. Что делать, если зарядное простое, недорогое, или вообще самодельное?
Для начала необходимо грамотно разрядить батарею. Для этого к ней надо подключить нагрузку в виде лампочки из автомобильной фары и мультиметр в режиме измерения напряжения. Разряжать батарею следует до тех пор, пока показания прибора не снизятся до 11,5 вольт. Сажать АКБ еще сильнее не рекомендуется, так как это уже будет так называемый глубокий разряд. А он достаточно вреден для аккумуляторов, особенно, для современных – кальциевых и прочих.
После того, как вы равномерно разрядили батарею до указанного вольтажа, измерьте плотность электролита во всех банках и запишите показатели. Бывает так, что уже на этом этапе плотность во всех отсеках выравнивается, что говорит о нормальном состоянии батареи.
Далее идет этап заряда. Заряжать надо по всем правилам – силу тока ставим 1/10 от емкости, а вольтаж не должен превышать 14,4 вольт. Когда батарея зарядится, она прекратит потреблять ток (либо потребление снизится до 0,1 А), напряжение перестанет повышаться, а в банках начнется кипение.
Измерьте плотность. Если она выровнялась – батарея сбалансирована. Если нет, то сравните с показателями, полученными ранее на заряженной батарее. Отставание одной из банок уменьшилось? Если да, то процедуру стоит повторить. Если ситуация не поменялась – возможно, есть смысл провести тренировочный цикл, направленный на десульфатацию пластин. Как правило, если случай не запущенный, то уже после одного-двух циклов разряда-заряда все банки начинают кипеть одновременно.
Итоги
Чтобы не столкнуться с ситуацией, когда в аккумуляторе одна банка не кипит, регулярно обслуживайте ее и своевременно подзаряжайте по мере необходимости. Особенно не допускайте постоянно повторяющихся глубоких разрядов. Если вашей АКБ уже более 4-5 лет, то расстраиваться из-за не кипящей банки вообще не стоит. Она просто уже отслужила свое, и потихоньку начинает требовать замены.
Схожий материал
История шин Uniroyal / Унироял / Englebert / Энглеберт
Как пользоваться сцеплением правильно в зависимости от ситуации
После мойки двигателя машина не заводится – что делать и как мыть правильно
Почему потеет фара изнутри и что делать
Куда девать отработанное масло